Выборы 2009 - Россия или Европа?



Для большинства из тех, кто проявляет интерес к выборам в Молдове, пока не ясна позиция России. Очевидно, что у нее интерес к выборам в Молдове не меньше Запада, а то и больше. После последних волн расширения ЕС и НАТО на Восток, Молдова, наряду с Украиной, стала важной точкой "геополитических интересов Москвы".

Интерес к Молдове увеличивается и в связи с тем, что здесь находится и Приднестровье, где у России есть большие военные интересы. Принимая в расчет эти факторы, можно сделать вывод, что для России вовсе небезразличны предвыборные политические игры в Кишиневе. Можно предположить даже, что Россия вмешается в выборы (разумеется, неофициально) и попытается повлиять на их результаты, чтобы иметь в Кишиневе лояльную власть. Но пока Россия никак не обозначила свои предвыборные симпатии в Молдове.

Первый вывод, который можно сделать по этому разделу, состоит в том, что Россия не рискнет делать ставку только на коммунистов, хотя отношения с ними значительно улучшились. Москва уже обожглась однажды с коммунистами и прекрасно понимает, что они никогда не будут действовать слепо, а каждый раз будут исходить из текущих политических интересов. И если эти интересы подскажут им, что нужно действовать в ущерб Москве, они не будут долго раздумывать, и станут действовать именно так.

В то же время, Москва не может игнорировать Партию коммунистов. Во-первых, ей предстоит еще решить с этой партией до выборов ряд проблем. Во-вторых, ПКРМ по-прежнему остается самым влиятельным политическим формированием Молдовы, которое, в любом случае, сохранит влиятельность и после выборов - независимо от их результатов.

Поэтому можно предположить, что стратегия России в отношении Молдовы в настоящее время - выжидательная. Она предпочитает решать имеющиеся проблемы с коммунистами, не рискует поддержать открыто другие партии, чтобы не рассердить коммунистов и не поставить под угрозу хорошие отношения с ними до выборов. К тому же, Москва хочет дождаться финальных правил игры (в том числе, примет ли участие в выборах население Приднестровского региона), чтобы принять окончательное решение относительно своих фаворитов на выборах.

После того, как коммунисты повернулись лицом к России, в Кремле поняли, что, независимо от досады на власти в Кишиневе, они имеют теперь единственный шанс решить приднестровскую проблему по удобному для России сценарию. Более благоприятной конъюнктуры Москва может никогда больше не получить. Так, на фоне очевидного улучшения молдо-российских отношений разблокирован процесс переговоров Кишинев-Тирасполь. Хотя они протекают трудно, дела мало-помалу продвигаются.

Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова признал, что в настоящее время обсуждается проект документа, который предусматривает предоставление Приднестровью статуса республики, квоты представительства в молдавском парламенте (с правом вето), определенные полномочия во внешней политике страны. Это довольно привлекательные для Тирасполя уступки, да и для России. Она хотела бы видеть такое Приднестровье, которому дозволено сказать свое веское слово во внутренней и внешней политике Молдовы.

Шова признал также, что бывший министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай затягивал переговоры. Случайно или нет, но последовала отставка Лицкая. Все это свидетельствует о том, что в отношении приднестровского урегулирования идет напряженная работа. И, хотя всех уверяют в том, что окончательное решение будет принято только в формате переговоров "5+2", ясно, что Кишинев и Тирасполь ведут переговоры под внимательным присмотром России.

Это объясняет в большой мере "молчание" Москвы. Оно продлится до тех пор, пока не будет решена приднестровская проблема (если решение найдут до выборов) или пока России станет ясно, что это невозможно в ближайшем будущем. После этого, послание Москвы будет озвучено и проявится ее реальная позиция в отношении парламентских выборов в Молдове. Однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы о возможном поведении России.

Во-первых, следует отметить, что вероятнее всего в расчет берется возможное представительство Приднестровья в молдавском парламенте в пределах одной пятой его состава. Согласно неофициальным данным, проект документа о приднестровском урегулировании, который обсуждается в настоящее время, предусматривает, что у Приднестровья должно быть 18-19 депутатов из 101. Это означает, что Москва изначально будет иметь сильную (официально или неофициально) фракцию в молдавском парламенте, которая могла бы сотрудничать с другими пророссийскими фракциями в деле продвижения интересов России.

Приднестровские депутаты могли бы оказаться в парламенте даже в условиях, если до выборов не будет найдено решение приднестровской проблемы в целом. И снова, согласно неофициальным данным, они могли бы баллотироваться по спискам ПКРМ. Для коммунистов это хорошо, так как за счет участия населения восточных районов Молдовы в выборах можно было бы восполнить часть потерь своих сторонников. В последние два-три года такие потери у коммунистов были в связи с проведением курса на европейскую интеграцию, а также сотрудничеством с радикальной в свое время оппозицией - Христианско-демократической народной партией.

Для приднестровцев тоже хорошо иметь своих депутатов в молдавском парламенте, так как они могли бы, тем самым, продвигать свою точку зрения на самом высоком уровне. России это выгодно, потому что, независимо от дальнейшего поведения коммунистов, у нее было бы определенное число сторонников в молдавском парламенте.

Наряду с тремя вышеописанными благоприятными для России вариантами (у лояльных к России коммунистов будет веское слово и в будущем парламенте; присутствие приднестровцев в молдавском парламенте на основании нормы представительства, которая будет предоставлена в случае возможного разрешения приднестровской проблемы; присутствие представителей Приднестровья в молдавском парламенте по спискам Партии коммунистов) можно предположить, что Россия делает ставку и на некоторые оппозиционные формирования. Среди них - Социал-демократическая и Демократическая партии, а также движения "Равноправие". Не исключено, что они в той или иной форме получат поддержку России - в переделах дозволенного молдавским законодательством. Темой для отдельного разговора могла бы стать позиция экс-премьера Василия Тарлева, который возглавляет инициативную группу по созданию организации "Друзья России в Молдове". Некоторые аналитики не исключают, что она за короткое время может стать политическим формированием, хотя вовлеченные в этот проект люди отрицают такую перспективу. Если же организация станет политическим формированием, не исключено, что Россия могла бы поддержать ее.

Подводя итоги, можно предположить, что вероятнее всего Россия будет ставить не на единственную силу, а на четыре-пять: на приднестровцев, на коммунистов, на социал-демократов, на демократов и на возможный политический проект двух социалистических партий с движением "Равноправие". В зависимости от результатов выборов и от того, какие из этих партий и в какой мере будут представлены в следующем парламенте, будет строиться дальнейшая стратегия России по отношению к Молдове.
Политические партии Молдовы готовятся к парламентским выборам 2009 г., что заметно даже тому, кто мало интересуется политикой. Уже первая половина 2008 г. прошла под знаком выборов, несмотря на то, что до выборов оставалось еще около года.

Каждая партия разработала собственную стратегию подготовки к выборам. К примеру, правящая Партия коммунистов производит перегруппировку сил изнутри, пытаясь улучшить имидж впечатляющими движениями - смены правительства, созданием препятствий другим партиям, чтобы затруднить им доступ в парламент.

В свою очередь, оппозиционные партии "прощупывают" друг друга, пытаясь найти возможных партнеров, вместе с которыми легче попасть в парламент. Есть и такие оппозиционеры, которые ищут партнеров на постэлекторальный период. Они берут в расчет возможный переход коммунистов в оппозицию, но, осознавая, что ни одно политическое формирование не будет в состоянии управлять в одиночестве, пытаются определить контур возможной коалиции после выборов. Так или иначе, политическая жизнь в Молдове, вопреки традиционно "мертвому" летнему сезону, вошла в процесс брожения, интенсивность которого неизменно будет усиливаться вплоть до самих выборов.

Запад не отрывает глаз от Молдовы, и его интерес к предстоящим выборам кажется достаточно пристальным. На этот раз перед выборами сложилась своеобразная ситуация, и интерес Запада представляется реальным. В последние годы имели место события, в том числе геополитического свойства, которые заставляют Запад отнестись серьезнее к Молдове и происходящим в ней демократическим процессам.

Во-первых, Молдова стала соседом НАТО и Евросоюза, а эти две организации постоянно и внимательно следят за тем, что происходит "за забором соседей".

Во-вторых, в последние три года Молдова проводит беспрецедентный процесс приближения к Евросоюзу и его стандартам. Данный процесс довольно активно поддерживался высокопоставленными лицами в Брюсселе и Страсбурге, которые теперь хотели бы продолжения демократических реформ. А это означает, прежде всего, более высокий уровень внутренней демократии в Молдове, реализацию на практике принятых законов.

В-третьих, в последние два года европейцы инвестировали в Молдову значительные суммы. Разумеется, те, кто пошел на этот риск, хотят убедиться в том, что деньги не брошены на ветер. Между тем, в интересах европейских руководителей продемонстрировать эффективность использования выделенных Молдове денег, в противном случае их могут обвинить в некомпетентности.

В этих условиях ничего удивительного нет в том, что Европа оперативно реагирует на любое важное изменение, которое косвенно связано с демократическими процессами в Молдове, особенно с приближающимися выборами в парламент.

Одной из основных проблем для европейцев является электоральное законодательство республики. Совет Европы и Европейский Союз уже рекомендовали должностным лицам в Кишиневе принять в расчет возможный пересмотр законодательства о выборах. Особенно, речь идет о последнем решении парламентского большинства, согласно которому избирательный барьер был поднят с 4% до 6%. Кроме того, у европейцев вызывают вопросы и решения о запрете избирательных блоков, о запрете людям с двойным гражданством занимать государственные должности, в том числе должность депутата.

Запад не мог не отреагировать на это, поскольку очевидно, что такие ограничения, хотя и нельзя открыто назвать антидемократическими, были введены с единственной целью - увеличить шансы коммунистов удержаться третий срок подряд у власти. Между тем, стремление любой партии использовать свое доминирующее положение на данный момент в собственных интересах - процесс, который на Западе называется узурпацией власти. Возможно, Запад закрыл бы глаза на эти демократические отклонения, как закрыл глаза на многие вещи, которые имели место на выборах в 2005 г., и которые явно благоприятствовали Партии коммунистов. Но на этот раз, однако, появились два новых элемента, которые заставляют европейцев быть несколько жестче.

Во-первых, они уже "обожглись" на коммунистах. После того, как они в 2004-2005 гг. повернулись спиной к России и направились в сторону Европы, в 2007 г., а особенно в 2008 г. официальный Кишинев поступил с точностью до наоборот. Разумеется, власть в Молдове не разругалась с Европой, как она сделала это с Россией раньше, но очевидно, что на фоне улучшения отношений с Москвой диалог с Брюсселем и Страсбургом отошел на второй план. Официальный Кишинев сохранил проевропейскую риторику, но Ника не подтверждает на практике свои устремления по интеграции в Европу. Это был суровый урок для европейцев, который заставляет их теперь быть более внимательными, когда они делают ставку на какие-либо политические силы в Молдове. Если в 2005 г. у них не существовало альтернатив и в какой-то мере они были вынуждены ставить на коммунистов (поскольку только это формирование имело шансы прийти к власти), то теперь ситуация несколько отличается. Поэтому Запад позволяет себе несколько иное поведение и другое отношение к демократическим процессам, которые происходят в Молдове.

Во-вторых, молдавская оппозиция настраивает Запад на более жесткое и критическое отношение к событиям в Кишиневе. Хотя и с опозданием, она поняла, что мнение западных должностных лиц сложилось в большой мере благодаря политическому классу республики. До сих пор европейским делегациям, посещавшим Молдову, представляли преимущественно одну точку зрения - они приезжали, беседовали с разными руководителями, посещали два-три учреждения, составляли себе определенное мнение (преимущественно хорошее) и уезжали, чтобы составить отчеты о Молдове, которые в общих чертах явно благоприятствовали властям Кишинева.

Они понимали, что коль скоро Молдова является соседкой Евросоюза и НАТО, диалог совершенно необходим. А если портишь отношения с коммунистами, возможности диалога убывают. Теперь ситуация изменилась в связи с предстоящими выборами. К тому же, оппозиция стала чрезвычайно активной в формировании впечатления европейцев относительно ситуации в Молдове. Некоторые оппозиционные партии не стесняются сказать открыто в глаза европейцам, что сохранение коммунистов у власти и хороший имидж, не заслуженный ими в деле европейской интеграции, является результатом благожелательного отношения самой Европы. Говорят даже, что одна оппозиционная партия укорила европейцев за десятки миллионов долларов, выделенных ими Молдове, которые могут быть использованы для улучшения имиджа ПКРМ перед выборами. Есть и такие оппозиционные политики, которые требуют от Евросоюза, Совета Европы, США обусловить помощь, которую они оказывают Молдове, демократическим климатом, благоприятным для проведения свободных и корректных выборов. Обращение на этот счет адресовала европейцам Либерально-демократическая партия Молдовы. Это формирование направило представителя в Европейский парламент, где он представил проект резолюции о состоянии демократии в Молдове. Не исключено, что этот документ может быть принят в ближайшее время, и, принимая в расчет, кто его автор, можно предположить, что он не будет благоприятствовать коммунистическим властям Молдовы.

Другие оппозиционные партии, например, Национал-либеральная партия, уже указывают на возможность непризнания Западом результатов парламентских выборов ввиду стремления коммунистов преградить доступ оппозиции в парламент и, связанных с этим, возможных нарушений.

Существует мнение, что Запад занял более жесткую позицию по отношению к коммунистам именно благодаря давлению на него со стороны молдавской оппозиции. А обращение послов стран ЕС, аккредитованных в Кишиневе, которые высказали пожелание пересмотреть электоральное законодательство, может рассматриваться и как озабоченность Запада проведением свободных и корректных выборов, и как ответный шаг на легкий нажим оппозиции.

Так или иначе, но коммунисты оказались перед лицом довольно жесткой действительности: либо они меняют электоральное законодательство, либо рискуют навлечь на себя критику Запада, не исключая и возможности непризнания результатов выборов. Пока что трудно сказать, как поступят коммунисты, но одно обстоятельство не вызывает сомнений: примут или не примут они новые решения на этот счет, в ПКРМ хорошо понимают возможные последствия. Даже если они и не пересмотрят электоральное законодательство, то будут гораздо осторожнее в своих действиях. Коммунисты будут помнить, что Запад неотрывно следит за ними, что его отношение сейчас даже отдаленно не напоминает столь же благоприятное отношение, как в 2005 г.

Niciun comentariu: