Размышления о выборах 2009 года (1)

Что делят между собой политики

Отчитываясь на прошлой неделе о первых ста днях работы правительства, премьер-министр Зинаида Гречаная пообещала, что через два-три месяца цены в республике поползут вниз. По сути, нехотя глава правительства огласила срок, с которого можно будет считать открытой негласную предвыборную борьбу.

Прогнозы развития ситуации на парламентских выборах 2009 года начали появляться сразу после завершения кампании по избранию руководителей местных органов власти прошлым летом. Ряд наблюдателей тогда были склонны предсказывать закат власти Партии коммунистов в Молдове. Результат ПКРМ на местных выборах немногим превысил 30%, и некоторые аналитики тут же заявили, что на такой же уровень общественной поддержи коммунисты должны рассчитывать весной 2009-го. Однако не прошло и года, как эксперты стали задумываться, будет ли результат в 38% победой коммунистов или проигрышем. Вместе с тем, существует ряд расчетов, согласно которым ПКРМ может твердо надеяться на 40 и немногим более процентов.

Контингент устоялся

Предвыборные настроения демонстрируют все политические формирования, представленные в парламенте, а также ряд внепарламентских партий. Уже сегодня с высокой степенью уверенности можно говорить, что основная борьба за депутатские мандаты будет проходить между Партией коммунистов, Альянсом «Наша Молдова», Демократической партией, Социал-демократической, Партией социалистов, Либерально-демократической, Либеральной и Христианско-демократической народной партией. Безусловно, в гонке примут участие и другие партии, однако, их избирательный рейтинг не дает оснований учитывать как весомых участников предстоящей политической игры.

Действительно новых игроков на политическом поле не появилось. Либерально-демократическая партия будет участвовать в парламентских выборах впервые, однако она состоит из людей, уже давно обосновавшихся на политическом поле страны. Таким образом, будущие соперники знают друг друга как облупленные. С одной стороны, это хорошо – переговоры между конкурентами для заключения поствыборных альянсов (ведь политикам потом придется выбирать председателя парламента и президента страны) требуют действенных аргументов. С другой – избиратели знают цену политическим объединениям в Молдове, и «старым» политикам придется найти новые доводы, чтобы заставить граждан поверить им.

Гонка тайных переговоров

Впрочем, переговоры между партиями уже активно ведутся. Политическая стабильность, которую так высоко ценит в Молдове Запад, по сути, скрывает за собой непрекращающийся политический торг. Его апогей наступит накануне выборов в законодательном органе кандидатуры будущего президента.

Обсуждения происходят не только в радиусах политических флангов, то есть не только внутри правых, левых или в центре, а по всему периметру политического поля (вспомните коалицию между центристскими демократами и правыми социал-либералами). Партии очень четко представляют себе свои шансы, и понимают, что для сохранения хоть какой-то динамики в политической жизни страны, они должны меняться, но иного способа к саморазвитию, кроме как через альянсы и перетасовки, пока не придумали.

Впрочем, они не создали объективных условий для партийной эволюции - электоральный контингент так же, как и партийный, остается неизменным, молодежь в большей части индифферентна к политическим процессам, на выборы ходят лишь те, кто сталкивается с острой социальной неустроенностью или высокими ожиданиями.

Есть еще одна причина, по которой партии вынуждены вести активный закулисный диалог. В корне все партийные программы сходны. Ситуация в стране не дает простора для воображения в формировании целей. Все партии борются за повышение уровня жизни, развитие демократии, объединение разрозненного общества, продвижение бизнеса. И всем политикам очевидно, что достижение целей возможно при тесном контакте с внешними партнерами.

Должности преткновения

Итак, что обсуждают между собой политические соперники? Во-первых, гарантии неприкосновенности. В биографии каждого из сегодняшних политиков есть моменты, которые могут заинтересовать прокуратуру. Но в ситуации, когда ни одна из партий не наберет в парламенте подавляющего большинства, этот фактор становится аргументом убеждения, который важнее использовать в переговорах, чем для выталкивания из-за стола переговоров.

Во-вторых, полномочия руководителей ветвей власти. Будущий президент наверняка не сможет опираться на безоговорочную поддержку одной партии и контролировать парламент и правительство. Сферы и границы влияния членов будущего скрытого альянса должны не нарушить видимости политической стабильности и соответствовать промежуточным целям договаривающихся сторон.

В-третьих, распределение портфелей. От того, насколько точно будет решен этот вопрос, зависит, станет ли Молдова второй Украиной или сумеет использовать преимущества от соседства с Евросоюзом и присутствия в зоне интересов России, а также играть на зависимости от западного и восточного факторов.

Вне игры

Однако в теневом предвыборном процессе участвуют не все партии. Сработал естественный отбор. Есть политики, которые в силу самых разных причин не способны идти на компромиссы или, по убеждению остальных участников игры, не смогут выдержать роль. Им и предстоит стать «демократической массовкой» на выборах.

Кстати, их позиции никто не собирается ослаблять. Напротив, те, кто уже договорился между собой, постараются довести шансы радикальных соперников до уровня, при котором они смогут сохранить уважение своих избирателей и выглядеть принципиальными борцами в глазах западных контролеров. Более того, некоторым из них даже оказывается помощь в укреплении рядов за счет тех, кого уже списали с политических счетов.

Фактор неожиданности

И все-таки каждый серьезный политический игрок заготовил на ближайшие полгода и запасные планы. Эксперты не исключают провозглашения в ближайшее время некой единой партии от оппозиции, в которую войдут несколько существующих политических формирований. Практика предыдущих двух кампаний по выборам в парламент показала высокий уровень доверия избирателей к объединительным проектам.

Кроме того, на политическом поле все еще остаются мастера общественной политической провокации, неплохо владеющие предвыборными технологиями.

Планы «В», «С» и даже «Д» держатся в еще большем секрете, чем переговоры между отъявленными конкурентами. Отказ политиков от обещаний столь же естественная вещь, как майская гроза. Она может прогреметь чуть раньше, а может, чуть позже, но обязательно прольется бурным ливнем. Именно запасные сценарии могут изменить предпочтения избирателей на роковую долю процента при голосовании. Впрочем, по данным «Q», избирательный порог все же будет снижен. С 6% до 5%.

Niciun comentariu: